И не введи нас в искушение
Итак, мы слышали достаточно о том, сколько требуется труда и стараний, чтобы сохранить все, о чем мы молимся, и устоять в этом, что, однако же, достигается не без проявлений немощи и преткновений. Кроме того, хотя мы уже получили прощение и добрую совесть и полностью оправданы, все же жизнь наша такова, что человек сегодня стоит, а завтра падает. Поэтому, даже если сейчас мы благочестивы и стоим пред Богом с доброй совестью, нам следует вновь и вновь молиться о том, чтобы Он не позволил нам опять оступиться и уступить испытаниям и искушениям.
Искушение же, или (как наши саксонцы в древние времена называли его) Bekoerunge, бывает трех видов, а именно искушение от плоти, искушение от мира и искушение от сатаны. Ибо во плоти мы живем и носим на шее ветхого Адама, который проявляет себя и ежедневно подталкивает нас к распутству, лени, обжорству и пьянству, к скупости и обману, к мошенничеству и обиранию ближнего своего — короче говоря, ко всевозможным порочным похотям, которые присущи нам по природе, и к которым нас подстрекает общество, жизненные примеры и то, что мы видим и слышим относительно других людей, поскольку это зачастую ранит и воспламеняет даже невинное сердце.
Далее следует мир, который искушает нас словом и делом, побуждая к гневу и нетерпению. Короче говоря, в мире нет ничего, кроме ненависти и зависти, вражды, насилия и несправедливости, неверности, мстительности, проклятий, издевательства, клеветы, надменности и высокомерия, которые сочетаются с напыщенностью, видимостью чести, славы и власти, когда никто не желает быть последним, но каждый хочет сидеть во главе и быть на виду у всех.
Далее следует сатана, подстрекающий и провоцирующий нас со всех сторон, но особенно в тех вопросах, которые касаются совести и духовных дел, — он побуждает нас с презрением и пренебрежением относиться к Слову и делам Божьим, отрывает от веры, надежды и любви, ведет нас к неверию, ложной самоуверенности и упрямству или же, напротив, к отчаянью, отрицанию Бога, богохульству и бесчисленному множеству других шокирующих вещей. Все это поистине уловки и сети — настоящие огненные стрелы, которые не плоть и кровь, но сам дьявол злобно выпускает в наше сердце.
— Большой Катехизис. Часть третья ("О молитве Господней"), Шестое прошение, §§ 99-104